СВЕТЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

                                      Мартин Вогербауэр дизайнер

С тех пор, как Томас Эдисон изобрёл в 1880 году электрическую лампочку, перед дизайнерами была поставлена задача – свет «одеть». Юный австриец Ганс Коларц, пережив первую мировую и распад родной империи, одним из первых понял, что электричество даёт много преимуществ в стеклодувном деле. И не только коммерческих. Свет, заключённый в стекло, приправленный металлом или керамикой, делает грубую материю невесомой, заполняя пространство колдовским свечением.

Захватывающая эпоха ар-нуво, поиски своего места в искусстве в итоге и превратили фабрику Ганса Коларца из маленького семейного предприятия в производство Kolarz, известное всему миру. Сегодня дело Ганса Коларца продолжают его потомки – Мартин и Стефан Вогербауэры. Воспользовавшись возможностями всемирной сети, корреспондент «Арт-Дома» взял интервью у Мартина, и, так же, как и люди по всему миру, подпал под обаяние «светлой» личности.

– Мартин, Ваш предок, основатель фабрики Kolarz начал свою работу в очень непростое время. Как Вы думаете, что могло вдохновлять его на создание коллекций?

– В 1918 году, в последний день существования Австрийской империи, мой прадед – человек открытый ко всему, полный идей и духа первооткрывателя, был так очарован светом, что решил основать фабрику абажуров в Вене. Понимаете, это была эпоха невиданных доселе технологий, когда электричество заменило тусклый свет свечей и газовых фонарей. В то же время существовали традиции стеклодувного дела. Мой прадед был очарован всем этим, несмотря на сложные времена. Свет в стекле стал его страстью, и он стал сам придумывать и проектировать светильники.

– А что сегодня – в современном мире – вдохновляет Вас? Откуда приходят идеи?

– Я и моя семья Kolarz по-прежнему очарованы светом. Это – феномен, какое-то магическое явление с нескончаемым источником для вдохновения. Он увлекает за собой! Свет может полностью изменить ваши ощущения, ваше настроение. Нам нравится освещать жизни людей, придавать сияние их домам.

Посмотрите, ведь сегодня очень сложно найти не штампованную вещь. Вещь, над которой трудился человек, а не машина. Конечно, ручной труд стоит дороже, но цена в данном случае значения не имеет: что может быть выше человеческой энергии, которую можно почувствовать даже сквозь века?!

 

– Мартин, Вы создали коллекцию в честь Густава Климта, которая сейчас крайне популярна. Почему творчество именно этого художника стало объектом Вашего внимания?

– Вена всегда была центром искусства Европы. Чудесный Густав Климт – один из известнейших «певцов» австрийского югендстиля, и его творчество по сей день вдохновляет многих художников по всему миру. По случаю его 150-летия в 2012 году мы приняли решение прикоснуться к величию его таланта и создали коллекцию Kolarz Kiss («поцелуй Коларц» – ред.). Фабулой дизайна стали сказочные яркие краски и роскошные украшения: в них угадывается стиль живописи Климта с его каноническим стилем. Более того, во всё великолепие гармонично вплетено 24-каратное золото. Вы скажете, золото в абажуре? Что за кич? Но в этом дань творчеству Густава Климта. Это — гламурно. Это полно сияния. Короче говоря, мы захотели создать шедевр, достойный Климта. И это, скорее, не коллекция, а концепция. Мы искали возможность соединить искусство с промышленным производством. Причём стилистика цвета, которую использовал Климт, оказалась универсальной и идеально «легла» на современные светильники XXI века. Конечно, коллекция «Поцелуй» – не точное воспроизведение картин Климта. Она создана по их мотивам. Кто-то может сказать, что светильники – недостаточно высокая материя, чтобы проводить аналогии с искусством, но вспомните о Микеланджело, который писал свои фрески по заказам церкви или герцогов, и они стали произведениями искусства. Главное – быть художником в своём деле, и тогда не о чем беспокоиться.

– Мартин, сегодня семейный бизнес Kolarz также находится и в Ваших руках. Какие заложенные традиции Вы продолжаете, и чего требует современный день?

– Нашим важнейшим принципом работы является то, что мы позволяем традициям встречаться с инновациями. Я ещё раз повторюсь, но и сегодня мы всё еще делаем изделия руками. Любая вещь с нашим именем – это «хэнд мэйд», который рождается в самом сердце Европы. Иногда интернациональные проекты дают нам возможность реализовывать сенсационные инсталляции, к примеру, светильники из муранского стекла, которые освещают шанхайский небоскреб Shanghai Tower («Шанхай Тауэр») – второе в мире здание по высоте. Это – наша гордость: мне нравится быть пионером и трендсеттером, сохраняя при этом живую традицию мастерства.

– Где сегодня располагается производство фабрики?

– Наш офис, шоу-румы и производство находятся недалеко от Вены, в историческом венском доме, где мой прадед – Ганс Коларц – в 1918 году основал нашу компанию. Есть у нас мануфактуры недалеко от Венеции и Будапешта: там тоже создаются наши уникальные произведения искусства. Под Будапештом – художественный цех, который расположен в замковом ансамбле Малонай. Мы его приобрели в совершенно разрушенном состоянии и сегодня не без гордости говорим, что, благодаря усилиям Kolarz, в Венгрии есть место, «повествующее» об истории края: оно не пропало; мы его бережём. Признаюсь, что наше производство в замке не хочется называть именно так. Это больше похоже на художественную мастерскую. Там работники трудятся под классическую музыку. Ну, конечно, если кому не нравится, могут слушать и рок в наушниках. В общем, всё демократично, хотя сам творческий процесс очень сложный. К примеру, когда мы делали светильник на тему «Древо жизни» Густава Климта, то это была ювелирная работа. Абажур покрывался золотой фольгой, её края выравнивались до идеально ровного состояния. Роспись делалась вручную, и потом каждый светильник проходил этапы контроля – рисунок внимательно просматривал художник, поправляя даже мельчайшие огрехи контура. И что важно: никогда и роспись, и контроль не проводит один и тот же художник. Иначе глаз «замыливается». А художники чередуются: расписывают и проверяют.

– Мартин, не могу не задать этот вопрос: Ваши люстры, бра, торшеры – для эстетов или богатых людей? «Обывателям» доступны Ваши произведения искусства?

– Наш свет, как и свет солнца, для всех. Я думаю, что каждый любитель венского искусства сможет найти освещение для себя в нашем ассортименте. Светильники, которые смогут представлять личный стиль и приносить радость много лет.

– А можно ли Ваши объекты передавать по наследству?

– Конечно! У нас есть всё для этого: и мастерство, и традиции, которые мы передаём, и современные технологии. Каждый наш светильник может быть унаследован как фамильная драгоценность или как произведение искусства: мы свои вещи создаём на века. Для нас преходящее не имеет смысла. Это то, что мне передал мой прадед.

– Мартин, а каких семейных традиции Вы придерживаетесь? Скоро Рождество. Где и с кем предпочитаете его отмечать?

– У нас есть парочка традиций, которые передаются из поколения в поколение. Мы все в семье любим искусство, но нам также нравятся и простые вещи, такие как садоводство или походы. Могу сказать, что для меня природа – нескончаемый ресурс для вдохновения и восстановления сил. И, конечно, праздники мы отмечаем вместе: пару дней в Рождество проводим в горах в Зальцбурге. Для наших детей это особенное время: им очень нравится снег, катание на лыжах и когда вся семья собирается за рождественским столом. Это очаровательное время, волшебное...

≡ Для Вас также будет интересно

Чистые чувства

Чистые чувства

Дизайнер Виктория Лазарева – о своём взгляде на профессию, хорошем перфекционизме и волшебных..."

МАСТЕРСКАЯ УЮТА И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ HOMEMOTIONS

МАСТЕРСКАЯ УЮТА И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ HOMEMOTIONS

Интерьерный салон HOMEMOTION объединил две студии декора – «ПОРТЬЕРЫ & ИНТЕРЬЕРЫ» и «ОМД-ИНТЕРИОС»...."

МИР ЗАМКОВ: НА ЗАЩИТЕ ВАШЕГО ДОМА

МИР ЗАМКОВ: НА ЗАЩИТЕ ВАШЕГО ДОМА

Михаил Харютин, коммерческий директор сети магазинов «Мир замков», рассказал нам о тонкостях защиты..."

Эксклюзивное настроение

Эксклюзивное настроение

Дизайн интерьера – тонкая наука, и при его создании важно уделить внимание каждой детали. С..."

МАРСЕЛЬЕЗА

МАРСЕЛЬЕЗА

Мы обыкновенно думаем, что гении – это современники прошлого. Они покоятся в лучших мирах, или, в ..."

ТЕХНОЛОГИЧНАЯ  КРАСОТА

ТЕХНОЛОГИЧНАЯ КРАСОТА

Мода в отделке интерьеров отличается тем, что идёт рука об руку с прогрессивными технологиями...."